В разделе "Технический Ликбез" на нашем сайте мы уже рассматривали устройство и основные принципы работы двух типов трансмиссий автомобилей – механической и автоматической. Первая из них требует от водителя при выборе следующей передачи выключать сцепление, надавливая педаль, и перемещать рычаг КПП. Вторая делает самостоятельно за водителя всю работу при помощи гидротрансформатора и набора планетарных передач.
Не так давно появилось промежуточное решение, вобравшее в себя лучшее из двух вышеупомянутых концепций – трансмиссия с двойным сцеплением (DSG), или, как ее еще называют, полуавтоматическая трансмиссия, механика «без сцепления» и автоматизированная механическая коробка передач.
В принципе, уже достаточно давно известны и применяются так называемые секвентальные механические коробки передач – sequential manual gearbox (сокращенно SMG). Но в нашем случае речь идет о трансмиссии с двойным сцеплением.
Начнем с истории. Оказывается идея трансмиссии с двумя сцеплениями принадлежит более известному своим изобретением гусениц инженеру Adolphe Kégresse. Именно он в 1939 году сформулировал идею автоматической коробки передач с двойным сцеплением, которую надеялся применить в легендарном Citroën «Traction». К сожалению, тогда неблагоприятные условия бизнеса не позволили завершить задуманное.
Уже в более близкое к нам время концерны Audi и Porsche вспомнили о концепции автоматической коробки передач с двойным сцеплением, но и на этот раз ее использование было ограниченным. Ее использовали только в гоночных автомобилях, которые кстати одерживали победы. В пример можно привести Porsche 962, который в 1986 году выиграл в Монце 1000 км гонку чемпионата мира среди спортивных прототипов. Это был первый успех болида с PDK (полуавтоматической переключаемой лепестками на руле трансмиссии).
Лавры же в коммерческом использовании автоматической коробки передач с двойным сцеплением с недавних пор принадлежат концерну Фольксваген. Именно он стал пионером в серийном применении автоматической коробки передач с двойным сцеплением, применив технологию фирмы BorgWarner DualTronic. Сегодня с этой коробкой производятся Volkswagen Beetle, Golf, Touran, Jetta, а также Audi TT и A3; Skoda Octavia; Seat Altea, Toledo и Leon.
Итак, что же это за «зверь» – трансмиссия с двойным сцеплением?
|
|
Трансмиссия с двумя сцеплениями предлагает в одном агрегате достоинства двух механических КПП. Чтобы лучше понять, что это означает, повторим, как работает обычная механика. Когда водитель хочет переключить передачу в машине с МКПП, он сначала выключает сцепление, которое отсоединяет двигатель от коробки передач и вызывает прерывание потока крутящего момента на КПП.
После этого, когда водитель передвигает рычаг МКПП, происходит перемещение зубчатой муфты от одной шестерни к другой шестерне отличного размера от первой. Устройства, называемые синхронизаторами, выравнивают скорость вращения муфты со скоростью зацепляемой шестерни для предотвращения скрежета. Как только новая шестерня выбрана, водитель отпускает педаль сцепления, при этом происходит снова соединение двигателя с трансмиссией и подача вновь крутящего момента на колеса.
Об этом достаточно подробно рассказано в нашей статье по Механической КПП. В ней мы объяснили, что в традиционной механике нет беспрерывного потока мощности от двигателя до колес. Вместо этого подача мощности изменяется от включенного до выключенного состояния во время переключения передач, вызывая явление, известное как «толчок переключения передачи» или «прерывание крутящего момента». Для неопытного водителя это явление оборачивается рывками, дерганым движением, швырянием пассажиров вперед и назад после переключения передач.
|
Комментарии к анимации. 1. Нажмите старт, автомобиль двигается на второй передаче и управляется внутренним сцеплением (зеленый цвет), мощность от двигателя передается через внешний вал на шестерню 2-й передачи.
2. С набором скорости компьютер обнаруживает точку переключения на следующую передачу, и заранее выбирает 3-ю передачу.
3. Когда водитель выбирает передачу, внутреннее сцепление освобождается и активизируется внешнее сцепление.
4. Крутящий момент от двигателя идет вдоль внутреннего вала к заранее выбранной 3-й передаче.
Водители могут также выбрать полностью автоматический режим, который передает все заботы о переключении передач компьютеру. В этом режиме ощущение от работы автоматической коробки передач с двойным сцеплением очень напоминает обычный автомат. Однако, из-за того, что коробка передач с двойным сцеплением заранее выбирает следующую передачу, намного уменьшается толчок переключения передач. Еще важно заметить, что переключение передач происходит под нагрузкой, что означает наличие постоянного потока мощности от двигателя на колеса.
Изящная двухвальная конструкция, разделяющая четные и нечетные передачи, делает это все возможным. Рассмотрим работу этих валов подробнее.
|